Ставка на успех

Успех на фондовом рынке сопутствует тем, кто знает его особенности и понимает, как строить управление финансами. Мы рассказываем о тех случаях, что позволяли заработать на инвестициях в прошлом, и о правилах, которых сегодня придерживаются успешные предприниматели и финансисты.
Статья

Berkshire Hathaway: «кэш-машина»
на все случаи жизни»

Стратегия низких цен позволила Wal-Mart Stores стать крупнейшей в мире розничной сетью. Ее годовой оборот превышает $480 млрд, что сопоставимо с ВВП некоторых развитых европейских стран.

Как вы думаете, какая негосударственная компания находится на первом месте в мире по объему выручки? Нефтяной гигант Royal Dutch Shell, автомобильный конгломерат Volkswagen или, может быть, швейцарский сырьевой трейдер Glencore, прозванный «сырьевым китом» из-за масштабов бизнеса? Хотя все эти игроки занимают лидирующие позиции в своих отраслях, ни один из них все равно не является лидером по размеру годовой выручки. Более того, этот титул принадлежит вовсе не промышленной компании, а игроку из потребительского сектора, представляющему «самый банальный бизнес» — розничную торговлю.

Речь идет о компании Wal-Mart Stores, Inc. Хотя большинству россиян это название мало о чем скажет, поскольку на российском рынке компания не работает. Ее годовой оборот — $485,65 млрд. Это больше чем ВВП таких стран, как Австрия или Израиль. При этом, несмотря на эффект очень высокой базы, розничный гигант стабильно растет, и почти каждый квартал его доходы увеличиваются на 0,5-2%. В чем же секрет успеха?

История успеха Wal-Mart Stores — классический пример реализации американской мечты. Компанию основал бизнесмен Сэм Уолтон, родители которого были фермерами. Когда будущему миллиардеру исполнилось 12 лет, началась Великая депрессия, и, чтобы помочь родителям, он стал развозить свежее молоко по утрам. Полтора года спустя он начал разводить кроликов и голубей на продажу и одновременно подрабатывал доставкой газет. При всем при этом Сэм Уолтон вел активную общественную жизнь: например, он оказался самым юным Орлом в истории скаутского движения в штате Миссури того времени. В 1942 году его призвали в армию, но из-за проблем с сердцем он так и не попал на передовую.

Почти сразу после службы в армии Сэм Уолтон решился открыть свое собственное дело. За $25 тысяч он арендовал небольшое помещение в городе Ньюпорт и по франшизе открыл магазин «Бен Фраклин». Дело пошло: если в первый год доходы магазина составляли $70 тысяч, то на третий выросли до $170 тысяч. Магазины под его управлением стали самыми доходными среди всей сети «Бен Франклин», и Сэм Уолтон решился перейти на работу под собственным брендом.

В 1951 году он открыл сеть Walton’s Five and Dime. За 10 лет сеть разрослась до 17 магазинов, которые стали неоспоримыми лидерами в своих округах. Как им это удалось?

Главным преимуществом магазинов Сэма Уолтона всегда была низкая цена. Зная, как устроена розничная торговля изнутри, бизнесмен каждый год искал возможности для снижения издержек на каждый отдельно взятый магазин. Пока другие игроки скупали рекламные площади, бизнесмен предпочитал часто менять украшение витрин и рассказывать покупателям о низких ценах на новые товары почти каждый день.

Вместо работы с дистрибьюторами он сделал ставку на собственный парк автомобилей, которые закупали товары у производителей напрямую.

На фото
Фирменный знак магазинов Wallmart

Kак альтернативу дорогим разрекламированным продуктам Сэм Уолтон начал искать партнеров для производства товаров под собственной торговой маркой. Подобные продукты стоят меньше, а рентабельность их продажи как раз выше.

Даже смена названия торговой сети Walton’s Five and Dime на Wal-Mart объяснялась во многом экономией: для оформления «шапки» магазина у поставщиков требовалось заказать всего 8 букв, а не 19. Вот так название Walton’s Five and Dime, а с 1962 года Wal-Mart, стало синонимом низких цен.

Еще одной инновацией Сэма Уолтона стала ставка на небольшие города. Пока большинство розничных сетей боролось за обеспеченных жителей Нью-Йорка или Сан-Франциско, Wal-Mart сделал ставку на экспансию в города с населением менее 100 тысяч жителей. Из местных игроков никто не мог с ним соперничать, и низкие цены быстро привлекали новых покупателей.

Успех новой сети был настолько стремительным, что Сэм Уолтон для привлечения дополнительного капитала решил вывести ее на биржу. В мае 1971 г. ее акции начали торговаться в Нью-Йорке. Цена бумаг в ходе IPO составила $16 за акцию. Впоследствии для поддержания их ликвидности компания проводила несколько сплитов. Если исключить этот эффект, то сейчас стоимость одной бумаги составляла бы более $270.

Полученный от размещения дополнительный капитал Wal-Mart направил на выход в другие сегменты розничного рынка. Торговый гигант начал открывать магазины не только в формате дискаунтеров и гипермаркетов, но и запустил сеть небольших продуктовых магазинов Walmart Market, мини-магазинов Walmart Express, сеть оптовой торговли Sam's Club. Чтобы ускорить развитие сети, руководство Wal-Mart разрешило директорам магазинов соинвестировать в их капитал и получать долю в конечной прибыли.

Стремление к экономии двигало прогресс. Самым, пожалуй, заметным вкладом Wal-Mart в прогресс розничной торговли стало то, что еще в 1974 году для ускорения и удешевления процесса покупки сеть внедрила систему считывания штрих-кодов. Сила ее была к тому моменту уже так велика, что ее требования оказалось достаточно для того, чтобы производители начали маркировать товары нужным образом. Очень скоро и другие ритейлеры поняли, насколько это удобно и экономично. То, что сейчас штрих-коды стоят на всех товарах, — это заслуга Сэма Уолтона.

Параллельно компания вела зарубежную экспансию. Например, в 1977 году она вышла на рынок Мексики, где дискаунтеры Wal-Mart быстро заняли лидирующие позиции. В 1994 году Wal-Mart через покупку сети Woolco вышла на рынок Канады. Еще через год компания начала открывать магазины в Бразилии и Аргентине, а в 1999 году впервые вышла на европейские рынки.

Все эти шаги были революционными для своего времени. С 1985 по 1988 год Сэм Уолтон занимал первое место в мировом списке Forbes. На пике его состояние оценивалось в $58,6 млрд.

Сэм Уолтон умер в 1992 году в возрасте 90 лет. Его финансовое состояние, которое тогда, по оценкам журнала Forbes, составляло $58,6 млрд, было разделено между супругой и детьми, которые до сих пор принимают активнейшее участие в управлении компанией.

По оценке журнала Forbes, семья Уолтон сейчас является самой состоятельной династией в мире. Правда, теперь ее состояние утроилось и достигло $149 млрд. Рыночная стоимость всей сети Wal-Mart Stores, Inc. теперь оценивается в $234 млрд. В ее состав входит более 11 000 магазинов под 65 брендами в 28 странах, в которых работают более 1,1 млн человек, что делает ее также крупнейшим в мире работодателем.

Интервью
Блиц-опрос
Я готов вкладывать средства в акции средней капитализации, котируемые на биржах технологических, или так называемых около технологических, компаний, чей бизнес мне понятен и которые обладают относительно высокой ликвидностью. При таком раскладе есть перспективы резкого роста, а также риск сильного падения.
Олег Савцов «Биглион»
Блиц-опрос
Самый простой способ — разделить сумму на несколько валют: рубли, доллары, евро, и еще неплохо бы юаней прикупить :) Худо-бедно на колебаниях курса в таком случае не выиграешь, но и не потеряешь особо. Правильнее было бы вкладывать все деньги в себя и в своих близких: в образование, здоровье, улучшение качества жизни. Эта инвестиция зачастую дает самый высокий и устойчивый процент роста.
Радостно, что государство беспокоится об инвестициях населения в ценные бумаги. Ведь, конечно, именно проблемы рынка ценных бумаг являются сейчас основными для нашей экономики. Я бы инвестировал в шпроты. Очевидно, что этот знаковый новогодний продукт будет расти в цене быстрее, чем индекс ММВБ. Вчера я уже купил две банки и подумываю о ящике.
Арам Мнацаканов
ресторатор и телеведущий
Блиц-опрос
Я полностью согласен с фразой: «деньги должны работать». Для себя я выбрал сегмент инвестиро-вания в стартапы, проекты на достаточно ранних стадиях. Для меня важно участвовать в развитии проекта, поэтому инвестирую только в темы, связанные с IT, где я обладаю максимальной экспертизой. Я не верю в проекты, которые с первых дней производят максимальные затраты на маркетинг. Тема должна иметь потенциал масштабирования, международного развития и, конечно, высокий потенциал рынка, а также обладать уникальной технологией или логикой. И самое главное — это фаундер и команда, которая верит в проект и готова ему посвящать все свое время.
Андрей Романенко
предприниматель, акционер Run Capital:
Блиц-опрос
Я считаю, что сегодня стоит инвестировать в землю, фермерское хозяйство и ценные бумаги.
Наталья Касперская
генеральный директор InfoWatch,
соучредитель "Лаборатории Касперского"
Блиц-опрос
«Я, являясь непосредственно предпринимателем, предпочитаю инвестировать в свои же бизнесы, так как это, во-первых, значительно выгоднее, чем вкладывать в другие бизнесы, а во-вторых, «сам себя не обманешь». Людям, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, я бы посоветовал свои свободные средства передавать на управление профессиональным организациям и не строить из себя инвесторов»
Максим Фалдин
основатель Wikimart
Блиц-опрос
«Я готов вкладываться в газ и нефть»
Аркадий Новиков
ресторатор, бизнесмен
Видео
Индивидуальные инвестиционные счета. Итоги полугодия