Это издание в 1996 году мне продал один знакомый, который является профессиональным собирателем книг. Ему тогда срочно потребовались средства для новой покупки, и он продал мне эту книгу в 1996 году за $300. Сейчас это очень небольшая сумма, но в 1996 году она была существенной. С тех пор стоимость книги выросла более чем в 30 раз, и теперь ее цена на рынке более $10 000. Правда, книгу я воспринимаю скорее не как инвестицию, а как красивую вещицу и продавать ее не планирую.
Инвестициями в классическом смысле этого слова я также пробовал заняться в самом начале девяностых годов. В 1991 году мне было 22 года, я закончил математический факультет МГУ, прочитал романы Теодора Драйзера «Финансист» и «Титан» и с чувством эйфории записался на курсы по основам биржевого дела. Пришел в кинотеатр, где была назначена первая лекция, на которую кроме меня пришли еще человек 200. Первая лекция была о фьючерсах. Затем я купил книжку о торговле на фондовом рынке, почитал ее. Но игра на бирже не давала какого-то видимого результата, которым я сам мог бы гордиться. Поэтому я решил заниматься традиционным бизнесом.
По большому счету, выбор будущего рынка, где будет работать ваша компания, — это также проведение полноценного фундаментального анализа, а ваше свободное время — основной ресурс, который вы можете во что-то инвестировать.
В 1998 году я имел $30 000 собственных средств от последнего бизнеса. Передо мной встал выбор, куда эти средства вложить. Их было достаточно для инвестирования только в собственный малый бизнес.
По большому счету, выбор будущего рынка, где будет работать ваша компания, — это также проведение полноценного фундаментального анализа, а ваше свободное время — основной ресурс, который вы можете во что-то инвестировать. Чтобы сделать правильный выбор, я потратил две недели исключительно на подготовку бизнес-плана.
Во-первых, я очень тщательно отнесся к выбору сектора, где будет работать моя компания. Мне были интересны только те сектора, где существовала возможность для масштабирования бизнеса и можно было получить крупную компанию. При этом сектор розничной торговли меня изначально не интересовал. У этого бизнеса есть одна особенность, которая является его главной и силой и слабостью. Плюс ритейла в минимальных инвестициях в производство. Вам почти не нужно думать о качестве и характеристиках продукта, который вы продаете. Все эти риски вы перекладываете на производителя и покупаете идеальный продукт: iPhone или кроссовки Adidas. Но в то же время в случае появления проблем у вашего поставщика или поставщиков, у вас также остается не так уж много пространства для маневра. Таким образом, возможностей управлять себестоимостью и продуктом в розничной торговле не так уж много.
Вместо этого я выбрал сектор общественного питания. Наличие в нем производственной составляющей делает его существенно более гибким. Можно выстроить модель таким образом, чтобы практически не зависеть от внешних поставщиков. А пример корпорации McDonald’s наглядно показывает, каких объемов в нем можно достичь.
Вторым важным шагом, на который я решился, стало вложение в собственный бренд. $5000 из имевшихся у меня $30 000 я потратил на разработку фирменного стиля и бренда. Как правило, этим вопросам уделяется крайне мало внимания, поскольку поставщики домиков-киосков очень часто сотрудничают с дизайнерами и готовы «подарить» фирменный стиль вместе с самим ларьком. Я решил подойти к этому вопросу серьезнее, нашел профессиональную компанию, занимающуюся брендингом и дизайном, и в течение месяца мы с ней разрабатывали полноценный фирменный стиль. Это стало одной из важнейших инвестиций в проект.